ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
НОВЫЙ ЗАВЕТ
ЖИТИЯ СВЯТЫХ
ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ
ГЛАВНАЯ

Богослужебные указания на 2008 год



2008
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

11 марта

  /  

24 марта

ДеньНедели
ПО СТАРОМУ СТИЛЮ   ПО НОВОМУ СТИЛЮ

       Понедельник 3-й седмицы. Свт. Софрония Иерусалимского.
       Свт. Евфимия Новгородского. Свт. Софрония Врачанского. Мч. Епимаха (службу зри 31 октября).
      
Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах.
      
Вечерня.
      
Примечание. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели – свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1-е и 2-е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников, храмовый или полиелейный праздник) чинопоследование пассии. (Об истории и других вариантах совершения пассии см.: Пассия. С. 5–10.)
       Перед вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие. Начало вечерни обычное. После «Свете Тихий...» совершается вход с кадилом – ради великого прокимна. На стиховне, на «Слава, и ныне» или на «И ныне», поется стихира Великого Пятка: «Тебе, одеющагося...». Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие: предстоятель несет Евангелие, ему предшествует свещеносец; за предстоятелем идут прочие священники по старшинству. Евангелие полагается на аналое перед Крестом, и совершается полное каждение храма.
       Обычно затем следует акафист Страстям Христовым, причем 1-й кондак хор начинает петь сразу после стихиры «Тебе, одеющагося...». По окончании каждения священнослужители снимают головные уборы. Во время чтения акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе обычно совершается малое каждение.
       Далее следует прокимен, глас 4-й: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий», стих: «Боже, Боже Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?». Перед чтением Евангелия хор поет: «Слава Страстем Твоим, Господи!».
       Евангельское повествование о Страстях Христовых принято читать следующим образом:
       на 1-й пассии – из Евангелия от Матфея, главы 26 и 27, зачала 107–114 (в некоторых храмах читается только глава 27, зачала 110–114);
       на 2-й пассии – из Евангелия от Марка, главы 14 и 15, зачала 63–69 (или только глава 15, зачала 66–69);
       на 3-й пассии – из Евангелия от Луки, главы 22 и 23, зачала 108–111 (или только глава 23, зачала 110–111);
       на 4-й пассии – из Евангелия от Иоанна, главы 18 и 19, зачала 58–62.
       По прочтении Евангелия, певцы: «Слава долготерпению Твоему, Господи!». Затем (умилительным распевом) поется 15-й антифон службы Великого Пятка «Днесь висит на Древе...».
       Когда пение закончится, на солее (царские врата остаются открытыми) обычно произносится проповедь о страданиях Спасителя (иногда проповедь говорится в конце богослужения).
       Далее следует малая сугубая ектения «Помилуй нас, Боже...», затем возглас «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси...», и иерей коленопреклоненно читает молитву. Существуют две молитвы, можно читать их на четырех пассиях попеременно.
       Затем хор поет стихиру Великой Субботы: «Приидите, ублажим...». Священнослужители, совершив три земных поклона, прикладываются ко Кресту и направляются в алтарь (впереди идут младшие священнослужители, потом старшие). Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются. Молящиеся прикладываются ко Кресту.
       Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по «Ныне отпущаеши...» – пение великопостных тропарей «Богородице Дево...», «Слава: Крестителю Христов...», «И ныне: Молите за ны...» с поклоном, «Под Твое благоутробие...» без поклона, и далее по чину. Отпуст обычный.
       Подробное изложение порядка богослужения, предписанного Типиконом в Неделю вечера, см. 25 февраля. Кафизмы нет.
      
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 2-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 8-й – 3, и святителя, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Тучами Духа Пресвятаго...».
      
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати Лица Твоего...», со стихами (по обычаю).
      
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...».
      
Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 25 февраля).
      
На малом повечерии в Неделю вечером поется служба мчч. Терентия, Помпиия и иже с ними (с 10 апреля).
      
Примечание. Канон Богородицы не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение.
       Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 26 февраля.
      
На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я.

Предыдущий день Следующий день
 
 
Издательский Совет РПЦ

Статьи, Информация