ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
НОВЫЙ ЗАВЕТ
ЖИТИЯ СВЯТЫХ
ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ
ГЛАВНАЯ

Богослужебные указания на 2008 год



2008
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

21 сентября

  /  

4 октября

ДеньНедели
ПО СТАРОМУ СТИЛЮ   ПО НОВОМУ СТИЛЮ

       Суббота по Воздвижении. Отдание праздника Воздвижения. Обретение мощей свт. Димитрия Ростовского.
       Ап. Кодрата (службу зри 22 сентября). Прп. Иосифа Заоникиевского.
      
Прп. Даниила Шужгорского.
      
Совершается славословная служба отдания праздника Воздвижения (А). Служба ап. Кодрата переносится на 22 сентября.
      
Если настоятель изволит совершать полиелейную службу свт. Димитрия Ростовского вместе с отданием Воздвижения, можно руководствоваться Марковой главой Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обретение главы Предтечевы... во отдание Вознесения Христова» (Б).
      
А. На вседневной вечерне кафизма 18-я.
      
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 6-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – праздника, глас 2-й: «Приидите, вси языцы...», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит...».
      
Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет.
      
На стиховне стихиры праздника, глас 5-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Егоже древле Моисей...».
      
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
      
На отпусте: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...».
      
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
      
Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны праздника. Псалом 50-й.
      
Канон праздника на 12 (ирмосы по дважды). В 9-й песни – 1-й канон со ирмосом на 8 (ирмос дважды), 2-й канон со ирмосом на 6 (ирмос дважды).
      
Библейские песни «Поем Господеви...».
      
Катавасия «Крест начертав...». В 9-й песни катавасия – ирмосы: «Таин еси...» и «Снедию древа...» (с припевами).
      
По 3-й песни – седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.
      
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й.
      
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень»2.
      
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – ин светилен праздника.
      
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
      
На хвалитех стихиры праздника, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Днесь происходит...».
      
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
      
На отпусте: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...».
      
На часах – тропарь и кондак праздника.
      
На Литургии антифоны изобразительны.
      
Блаженны праздника, песнь 9-я – 8 (со ирмосом 1-го канона).
      
На входе: «...Плотию распныйся...».
      
По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.
      
Поется Трисвятое.
      
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.
      
Апостол и Евангелие – субботы по Воздвижении и дня.
      
Задостойник праздника.
      
На отпусте: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...».
      
По отпусте Литургии иерей исходит через царские врата с кадилом, в предшествии диакона со свечой, и трижды кадит Крест на аналое; по традиции, лик в это время поет тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника. Затем иерей вземлет Честный Крест на главу и в предшествии диакона со свечой и кадилом царскими вратами вносит Крест в алтарь, полагает на престоле и кадит окрест престола. После закрытия царских врат и завесы Крест благоговейно относится к месту его хранения.
      
Примечание. По отдании праздника Воздвижения, после 21 сентября, на утрене стихословятся 3 кафизмы; на вечерне – кафизма 18-я. Если случится память святого, имеющего полиелей, на утрене стихословятся две рядовые кафизмы, а на вечерне (вместо 18-й) – третья, рядовая. Чтение Псалтири начинается с воскресенья; отсчет 3-х кафизм на утрене (после 21 сентября до 20 декабря) начинается с понедельника (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри»).
       По воскресным дням в период после 21 сентября до 20 декабря на утрене стихословятся 2 кафизмы, к которым присоединяется полиелей. По воскресным дням в период после 20 декабря до 14 января (отдания праздника Богоявления) полиелей не поется, кроме тех дней, когда случится память великого святого, имеющего полиелей. После 14 января полиелей поется во все воскресенья, до Недели сыропустной включительно (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри»), кроме Недели о мытаре и фарисее (см. Типикон, гл. 49, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи мытаря и фарисея», «На утрени...»).
       Катавасия после 21 сентября до 21 ноября – «Отверзу уста моя...» (см. Типикон, 21 сентября, 2-е «зри»).
       Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
      
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 6-й – 6, и святителя, глас 8-й – 4. «Слава» – святителя, глас тот же: «Красны нозе...», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит...», или праздника, глас 2-й: «Приидите, вси языцы...»3.
      
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
      
На стиховне стихиры праздника, глас 5-й (с припевами своими). «Слава» – святителя, глас 4-й: «Возрадуемся, российстии собори...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Егоже древле Моисей...».
      
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
      
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
      
Кафизмы 16-я и 17-я4. Малые ектении. Седальны праздника.
      
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 3-й: «Марфа и Мария...», седален святителя по 2-м стихословии, глас 8-й: «Яко на седалищи...». «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 7-й, «И ныне» – седален праздника по полиелее, глас 8-й. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость...». Евангелие святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя...». Стихира святителя, глас 6-й: «Излияся благодать...».
      
Каноны5: праздника со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и святителя на 6.
      
Библейские песни «Поем Господеви...».
      
Катавасия «Крест начертав...». В 9-й песни катавасия – ирмосы: «Таин еси...» и «Снедию древа...» (с припевами).
      
По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й; седален святителя, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й.
      
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й.
      
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень»6.
      
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – ин светилен праздника.
      
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
      
На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 8-й – 3, и святителя, глас 6-й – 3. «Слава» – святителя, глас тот же: «Воспой, Россие...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь происходит...».
      
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
      
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.
      
На Литургии антифоны изобразительны.
      
Блаженны праздника, песнь 9-я – 4 (со ирмосом 1-го канона), и святителя, песнь 3-я или 6-я7 – 4.
      
На входе: «...Плотию распныйся...».
      
По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
      
Поется Трисвятое.
      
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.
      
Апостол и Евангелие – субботы по Воздвижении, дня (под зачало) и святителя.
      
Задостойник праздника.
      
На отпусте: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...».
      
По отпусте Литургии иерей исходит через царские врата с кадилом, в предшествии диакона со свечой, и трижды кадит Крест на аналое; по традиции, лик в это время поет тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника. Затем иерей вземлет Честный Крест на главу и в предшествии диакона со свечой и кадилом царскими вратами вносит Крест в алтарь, полагает на престоле и кадит окрест престола. После закрытия царских врат и завесы Крест благоговейно относится к месту его хранения.
      
Примечание. По отдании праздника Воздвижения, после 21 сентября, на утрене стихословятся 3 кафизмы; на вечерне – кафизма 18-я. Если случится память святого, имеющего полиелей, на утрене стихословятся две рядовые кафизмы, а на вечерне (вместо 18-й) – третья, рядовая. Чтение Псалтири начинается с воскресенья; отсчет 3-х кафизм на утрене (после 21 сентября до 20 декабря) начинается с понедельника (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри»).
       По воскресным дням в период после 21 сентября до 20 декабря на утрене стихословятся 2 кафизмы, к которым присоединяется полиелей. По воскресным дням в период после 20 декабря до 14 января (отдания праздника Богоявления) полиелей не поется, кроме тех дней, когда случится память великого святого, имеющего полиелей. После 14 января полиелей поется во все воскресенья, до Недели сыропустной включительно (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри»), кроме Недели о мытаре и фарисее (см. Типикон, гл. 49, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи мытаря и фарисея», «На утрени...»).
       Катавасия после 21 сентября до 21 ноября – «Отверзу уста моя...» (см. Типикон, 21 сентября, 2-е «зри»).

Сноски:

       1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми.
       2 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.
       3 В соответствии с общим Уставом, на «И ныне» нужно петь догматик отдаваемого гласа, однако в Марковой главе Типикона под 25 мая, определяющей порядок богослужения полиелейного праздника в субботу отдания Пятидесятницы, на «И ныне» указано песнопение праздника.
       4 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.
       5 См. службу свт. Димитрия Ростовского в Минее (21 сентября). На основании указаний Марковой главы Типикона под 25 мая, 9-ю песнь канона допустимо петь следующим образом: 1-й канон праздника со ирмосом на 6 (ирмос дважды), святителя на 4 и 2-й канон праздника на 4.
       6 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.
       7 В Марковой главе Типикона под 25 мая на блаженнах от канона святого указывается песнь 3-я, а в службе свт. Димитрия Ростовского в Минее – песнь 6-я.

Предыдущий день Следующий день
 
 
Издательский Совет РПЦ

Статьи, Информация