ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
НОВЫЙ ЗАВЕТ
ЖИТИЯ СВЯТЫХ
ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ
ГЛАВНАЯ

Богослужебные указания на 2008 год



2008
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29      

17 февраля

  /  

1 марта

ДеньНедели
ПО СТАРОМУ СТИЛЮ   ПО НОВОМУ СТИЛЮ

       Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота.
       Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца. Прп. Варнавы Гефсиманского, Радонежского.
      
Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Служба по Октоиху и Триоди.
      
Примечание. Аналогичная служба совершается и в Троицкую родительскую субботу (перед праздником Пятидесятницы). Если же на дни этих Вселенских родительских суббот придется храмовый праздник, то поется служба храма, а субботняя заупокойная служба совершается только в особых храмах – «гробницах» (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу мясопустную...», 1-е «зри») или переносится на предшествующие субботу или четверг (ср.: Типикон, 26-я и 54-я Храмовая глава, 3-я Маркова глава под 2 февраля).
       На вседневной вечерне кафизма 18-я.
      
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха мученичны, глас 6-й – 3 (2-й: «Мученицы Твои, Господи...», 3-й – тот же, и 4-й: «Страстотерпцы мученицы...»), и Триоди, глас 8-й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Плачу и рыдаю...», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит...».
      
Входа нет. Вместо прокимна – «Аллилуия», на 8-й глас, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род»; стих 2-й: «Души их во благих водворятся».
      
«Сподоби, Господи...». Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения.
      
На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (с заупокойными припевами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Начаток ми и состав...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Молитвами Рождшия Тя, Христе...».
      
Примечание. «На стиховне мученичен гласа, и два мертвена Иоанна Дамаскина» (Типикон, гл. 49-я, «В субботу мясопустную...»). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды1.
       По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубиною мудрости...». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену, и пристанище...». Ектения – «Помилуй нас, Боже...», и отпуст.
      
Примечание. В Триоди Постной (л. 16 об.) сказано: «По отпущении вечерни творим в притворе панихиду за усопших и поем канон рядоваго гласа мертвым». Устав панихиды – тот же, что и в период пения Октоиха (ср.: Типикон, гл. 14).
       На повечерии поется служба вмч. Феодора Тирона (этого дня) и свт. Льва, папы Римского (с 18 февраля)2, а также канон мертвен Октоиха (без ирмосов)3. По «Достойно» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...».
      
Примечание. Сначала поются каноны рядовых святых, а потом канон из Октоиха – это особенность субботы, когда молитвословия святого предшествуют молитвословиям дня4. Такой последовательности канонов придерживается В. Розанов в книге «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 636 и далее). Этим пособием в вопросе распределения канонов на повечериях периода Постной Триоди руководствуются «Богослужебные указания». Однако существуют доводы и в пользу пения заупокойного канона первым (см.: Типикон, 9-я Маркова глава под 24 февраля; Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 65 об.).
       Примечание. Если по отпусте вечерни служилась панихида, то канон усопшим рядового гласа на повечерии не поется, ввиду того, что он уже пропет на панихиде, а совершаются службы рядовых святых.
       На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»5 на глас 8-й, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи»; стих 2-й: «Память их в род и род»; стих 3-й: «Души их во благих водворятся».
      
Тропарь, глас 8-й: «Глубиною мудрости...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену...».
      
Кафизма 16-я. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха6, глас 6-й (три мученична – 2-й: «Страдальческий подвиг...», 3-й: «Страдальческое стояние...»; затем стих: «Дивен Бог во святых Своих...», или стих: «Многи скорби праведным...», и 4-й мученичен: «Господи, святых Твоих память...»; потом другой стих: «Блажени, яже избрал...», или стих: «Многи скорби праведным...», и покоин гласа: «Воистинну суета...»). «Слава, и ныне» – Богородичен по 2-м стихословии: «От сердца воздыхания...», или Богородичен гласа, по 1-м стихословии: «Иже Благословенную нарекий...».
      
Кафизма 17-я, разделяемая на две статии, поется, по Уставу, на 5-й глас, без «захода» («Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне»); к каждому стиху 1-й статии поется припев: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», к стихам 2-й статии припев: «Спасе, спаси мя».
      
Примечание. Согласно распространенной практике, стихи 17-й кафизмы читаются священнослужителями. С началом пения кафизмы священник с диаконом выходят через северные и южные врата на середину храма к тетраподу (панихидному столу), иерей (со свечой в руке) читает псаломские стихи, а певцы тихо поют припев: на 1-й статии – «Благословен еси, Господи...», на 2-й статии – «Спасе, спаси мя». Диакон в это время непрерывно кадит тетрапод.
       Примечание. В приходских храмах существует практика выхода на чтение 17-й кафизмы и на ектению по 6-й песни канона через царские врата.
       Первая статия начинается пением: «Блажени непорочнии...».
      
После 91-го стиха певцы поют (с припевом) 92-й и 93-й стихи: «Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем»; «Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси» (каждый стих по трижды)7.
      
Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом): «Паки и паки...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих праотец, отец, и братий наших...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия...», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов и всякия плоти...». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение...». Певцы: «Аминь».
      
По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение...» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз...». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).
      
Последние стихи: 175-й и 176-й – «Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне»; «Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых» – поются (с припевом) по трижды, и тотчас – тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святых лик обрете...», во время которых священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.
      
Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом; см. по 1-й статии). По возгласе поется седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш...». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый...»8. Псалом 50-й.
      
Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди на 8.
      
Библейские песни «Господеви поем...».
      
Катавасия Триоди: «Песнь возслем...».
      
Поется 2-я песнь канона, на 8 (ирмос дважды, тропари на 6, припев к тропарям: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих», к последним тропарям – «Слава» и «И ныне»). В конце этой песни катавасия – тот же ирмос.
      
По 3-й песни – малая ектения (обычная, не заупокойная). Седален Триоди, глас 5-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.
      
По 6-й песни – малая заупокойная ектения. Кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...», и икос, глас тот же.
      
Примечание. По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой...» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.
       На 9-й песни поем «Честнейшую».
      
По 9-й песни «Достойно есть» обычно не поется9. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Светилен Триоди. «Слава» – ин светилен Триоди, «И ныне» – Богородичен Триоди.
      
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы10.
      
На хвалитех стихиры Триоди, глас 8-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Яко цвет увядает...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Радуйся, Марие Богородице...».
      
«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет...». Читается вседневное славословие.
      
На стиховне стихиры Октоиха (покойны) рядового гласа (в данном случае 6-го) с заупокойными стихами. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Болезнь Адаму бысть...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ты еси Бог наш...».
      
По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубиною мудрости...». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену...».
      
Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Читается 1-й час, и бывает отпуст.
      
На часах – тропарь: «Глубиною мудрости ...». Кондак: «Со святыми упокой...».
      
На Литургии антифоны изобразительны.
      
Блаженны Триоди, песнь 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8.
      
На входе – «...во святых Дивен сый...».
      
По входе – тропарь, глас 8-й: «Глубиною мудрости...». «Слава» – кондак, глас тот же: «Со святыми упокой...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену...».
      
Прокимен заупокойный, глас 6-й: «Души их во благих водворятся», со стихом: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...».
      
Апостол – дня и за упокой.
      
Аллилуиарий, глас 6-й: «Блажени, яже избрал...», со стихом.
      
Евангелие – дня и за упокой.
      
Поется «Достойно есть».
      
Причастен: «Блажени, яже избрал...».
      

Сноски:

       1 В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа – два мученична и два мертвена.
       2 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 636. О порядке пения служб на повечерии см. 5 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
       3 Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон).
       4 Однако в отношении литургийных чтений периода пения Триоди порядок иной – от Недели мытаря и фарисея и до Недели всех святых по субботам Апостол и Евангелие читаются так: сначала чтение дня, затем святого (см. Типикон, гл. 49, 5-е «зри»).
       5 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).
       6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755.
       7 После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но трижды поются с припевом заключительные два стиха 1-й статии.
       8 Священнослужители уходят в алтарь.
       9 Пение «Достойно есть» допустимо, так как в аналогичной службе Троицкой родительской субботы «Достойно есть» указано в Цветной Триоди.
       10 В аналогичной службе в Троицкую родительскую субботу Триодь указывает петь «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами.

Предыдущий день Следующий день
 
 
Издательский Совет РПЦ

Статьи, Информация